О ГОСУДАРСТВЕ И ОБЩЕСТВЕ

 

А вот высказывания о свободе, законе, государстве и обществе.

1. "Человек свободен настолько, насколько он это ощущает. Абсолютной свободы нет и быть не может. Абсолютная свобода - это анархия и вседозволенность. Человек, стремящийся к абсолютной свободе, очень скоро становится на путь преступлений".

2. "Дикие народы требуют свободы и независимости. Культурные народы требуют порядка и процветания". – Это сказал известный российский историк Иван Карамзин.

3. "Государство ограничивает свободу человека, но без государства человечество превратилось бы в стадо двуногих зверей".

4. "Государство существует не для того чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей превратиться в ад".

5. "Закон всегда был сильнее беззакония. Беззаконие как сорняк - произрастает там, где его не пропалывают".

6. "Правительство, имеющее идеалы, не только верит в то, что делает, но и делает то, во что верит".

7. "Жёсткая централизация руководства ведёт к деградации личности вплоть до образования "одухотворённой толпы". ("Мы все единое целое") Это достигается ритуальными песнями, танцами, барабанным боем, зажигательными речами, т.е. сильными эмоциями. Сознательная личность исчезает. Люди теряют человеческий облик, притупляется инстинкт самосохранения. В этом состоянии массового гипноза люди готовы на всё".

- Ну не до такой же степени, - возразите Вы. - Существуют же в стране массовые праздники, гулянья. И это не превращает людей в зомби. Это просто сближает их духовно. Так воспитывается патриотизм, чувство локтя.

- Вы совершенно правы. Тут всё зависит от дозировки. Если переусердствовать, то можно задурить головы молодёжи. И потом, всё зависит от того, какие цели преследует праздник, что он пропагандирует? У нас должна быть запрещена пропаганда расовой и религиозной непримиримости, экстремизма, национализма, классовой борьбы. А вот пропаганда идей дружбы, труда, доброты, справедливости, спорта, здорового образа жизни должна являться целью наших праздников. "Идеи становятся материальной силой, как только они овладевают массами" (В.И.Ленин). Именно эти идеи должны стать движущим началом нашего общества.

А вот Пастернак считал, что люди должны быть индивидуалистами. - Личность - вот что мы ценим в человеке. И он был прав. Каждый человек должен быть личностью. Но полностью обособлять себя от коллектива излишне. Люди живут и трудятся в коллективах. Только так теперь можно двигать вперёд науку, создавать технику. Да и все философские вопросы бытия, сознания, нравственности надо обсуждать с другими людьми, чтобы не "заплыть" не туда, чтобы не оказаться отщепенцем, идущим поперёк общественного мнения ради собственной индивидуальности. Так что всё хорошо в меру. Человек в меру должен быть коллективистом и индивидуалистом одновременно. Он должен развивать свои способности и таланты, непрерывно совершенствоваться, но не отрываться от коллектива. Я против вождей и одухотворённой толпы, против пастырей и овец. Каждый человек должен иметь своё мнение, но это мнение должно быть созвучно с общепризнанными принципами гуманизма, демократии и нравственности. Так что "идеологическая начинка" массовых мероприятий должна быть хорошо продумана.

8. "Человечество, осознанно или неосознанно, но уже давно ставит перед собой три великие цели:

- воспитать идеального человека, лишённого недостатков – человека будущего;

- создать идеальное общество – общество всеобщего благоденствия, равенства и братства;

- познать всё об окружающем нас мире".

Эти цели велики, но недостижимы, ибо:

- нет предела совершенствования человека;

- нет предела совершенствования общественного устройства;

- нет предела познания.

Именно то, что эти цели недостижимы и делает их великими. Они будут существовать всегда, мы будем вечно стремиться к ним и бесконечно долго приближаться.

А в качестве ближайшей национальной идеи (в отсутствии которой нас часто обвиняют) я бы избрал идею всеобщего порядка, демократии и процветания.  Это именно то, чего сейчас так не хватает России.

9. “Любимый народом вождь – это не заботливый, добрый и справедливый родитель, и, тем более, не расчётливый рационалист – логик недоступный для понимания, а велеречивый, интуитивный фантазёр, артист, играющий роль родителя“.

10. “Если вождь не глуп и хорошо знает свой народ, он может манипулировать им, используя веру в бога, добросовестность, доверчивость и боязливость. Т.е. при помощи всевозможных мистических ритуалов, бутафории, призывая себе на помощь бога, с которым он «на дружеской ноге»“.

 

Hosted by uCoz