О ВОСПИТАНИИ

 

В разделе идёт речь о том, как нужно себя вести, чтобы пробудить в человеке добрые, хорошие желания и поступки. Ведь не секрет, что у любого человека есть недостатки. Человек может повернуться к людям как хорошей, так и плохой стороной, в зависимости от того, как к нему относятся другие. Я не склонен думать о людях плохо. Даже у закоренелых преступников есть хорошие стороны. Не может человек состоять только из достоинств или только из недостатков. Правильное воспитание позволяет человеку раскрыться для добра, для хороших дел. Позволяет быть оптимистом. Я не люблю моралистов, занимающихся выискиванием недостатков в других. Они считают себя непогрешимыми, а всех остальных - мусором. Они так высоки в своих глазах, что считают возможным осуждать других и диктовать им свои правила поведения. И в этом их главный недостаток, их ущербность. Обычно это высокомерные и амбициозные люди. Мне встречались такие. Может быть их советы и верны, но форма, в которой они делают замечания, оскорбительна. И это сводит на нет все их благие намерения. Но есть и такие, которые не скупятся на доброе слово, вдохновляют людей на хорошие поступки. Их высказывания я и хочу привести. Это Деил Карнеги, Чарльз Швэб, известные педагоги К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и другие известные писатели, дипломаты, учёные.

 

1. Из всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание.     

2. Испытанием воспитанности является поведение людей при ссоре, а когда всё идёт гладко, каждый может вести себя прилично.

3. Многие беды имеют своими корнями то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям "можно", "нельзя", "надо".

4. Если вы хотите стать хорошим учителем, помните, что вежливость не менее важна, чем ум. Умейте властвовать собой, умейте сдерживать свои эмоции, особенно отрицательные.

5. Мы любим по-настоящему лишь то, чем дорожим, а дорожим лишь тем, что досталось нелегко. В пустом сердце, не знающем забот, волнений и тревог, не может быть места для настоящей любви.

6. Ничто так не прилипчиво, как подозрение. Остерегайся сплетен!

7. Человек, все помыслы которого нацелены на потребление, живёт как бы в одномерном пространстве. Обзаводясь дорогими вещами, он, в то же время, обкрадывает себя духовно. Он становится рабом вещей. Кругозор его узок, а жизнь тускла.

8. Процесс учения часто бывает горек, но плоды его всегда сладки.

9. Упрямство есть порок слабого ума.

10. В споре никогда не переходите на личности, постарайтесь быть спокойны и рассудительны.

11. Помните, что при общении с людьми, в большинстве случаев мы общаемся с созданиями эмоциональными, обросшими предрассудками и суевериями, движимыми гордостью и тщеславием. Поэтому осуждение кого-либо - это опасная искра, которая может стать причиной взрыва в пороховом погребе гордости.

Бенджамин Франклин, не отличавшийся тактом в юности, стал столь дипломатичен, столь справедлив в обращении с людьми, что был назначен американским послом во Францию. В чём секрет его успеха?

12. "Я не склонен дурно отзываться ни о ком, - говорил он, - и о каждом говорю всё хорошее, что мне о нём известно. Глупец может осуждать и выказывать недовольство. Большинство глупцов так и делают. Но чтобы понимать и прощать, необходимо овладеть характером и выработать самоконтроль. Вместо того чтобы осуждать людей, постараемся понять их. Постараемся постичь, почему они поступают так, а не иначе?"

13. Существует только один путь убедить кого-либо что-либо сделать - вызвать желание сделать это. Другого пути нет. Вы можете заставить человека отдать вам часы, сунув ему под ребро пистолет, вы можете принудить служащего к повиновению, пригрозив увольнением, вы можете ремнём или угрозой заставить ребёнка сделать то, чего вы хотите, но эти грубые методы обычно имеют крайне нежелательные последствия.

14. Ничего не доказывает тот, кто доказывает грубо.

15. Чарльз Швэб в фирме Э.Карнеги получал зарплату в 1.000.000 долларов в год. Когда его спросили, за что ему так много платят, он ответил - за уменье руководить людьми.

 Вот его секрет.

"Считаю наиболее ценным качеством, которым я обладаю, способность возбуждать в людях энтузиазм и полагаю, что способ, с помощью которого можно развить всё лучшее, что заложено в человеке - это признание его ценности и поощрение. Я придаю большое значение тому, чтобы дать человеку побудительный мотив к труду. Поэтому забочусь о том, чтобы найти то, что достойно похвалы и питаю отвращение к выискиванию ошибок. Когда мне нравится что-либо, я искренен в своём одобрении и щедр на похвалу"... "Мы даём еду нашим детям, друзьям и служащим, но как редко мы даём пищу их самоуважению! Из-за своей небрежности, невнимательности, мы забываем дать им доброе слово признания их человеческой ценности, которое звучало бы в их памяти подобно музыке"... "В чём различие между высокой оценкой и лестью? Оно несложно. Первая искренняя, вторая - нет. Первая идёт от сердца, вторая сквозь зубы. Первая правдива, вторая фальшива. Первая вызывает всеобщее одобрение, вторая - всеобщее презрение"... "Каждый человек, которого я встречаю, в какой-либо области превосходит меня. Давайте честно, искренне признавать хорошее в других".

15. Если вы хотите расположить к себе людей:

- проявляйте искренний интерес к ним

- улыбайтесь им

- постарайтесь быстро запомнить их имя и не путать его

- будьте хорошим слушателем

- начинайте разговор с вопросов, касающихся вашего собеседника

- поступайте с людьми так, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами.

Никогда не проявляйте высокомерие, надменность, небрежность в отношениях с людьми, не выпячивайте своё "Я", не считайте себя умнее других.

16. Если вы спорите, горячитесь и опровергаете, вы можете порой одержать победу, но это будет Пиррова победа, потому, что вы никогда не завоюете доброй воли вашего оппонента. Между тем существует двенадцать способов склонить людей к своей точке зрения:

- единственный способ победить в споре - это уклониться от спора

- проявляйте уважение к мнению другого, постарайтесь понять его точку зрения

- если вы не правы, признайте это сразу и чистосердечно

- сначала проявите своё дружеское расположение к человеку, а потом выскажите своё мнение

- настройте человека с самого начала на положительную реакцию, отрицательный ответ - наиболее труднопреодолимое препятствие, когда человек сказал "нет", его самолюбие требует чтобы он оставался верен своему слову

- не говорите слишком много, пусть говорит ваш собеседник, дайте ему возможность выговориться

- задавайте наводящие вопросы, пусть ваш собеседник почувствует, что к вашей идее он пришёл самостоятельно

- проявляйте сочувствие к сетованиям других

- взывайте к благородным побуждениям и поступкам

- меньше говорите о своих интересах, постарайтесь убедить собеседника, что это выгодно ему

- придавайте своим идеям образность, наглядность, привлекательность

- игра - вот что любит каждый человек, бросайте вызов, стремитесь увлечь своих противников и сторонников

17. Если вы хотите указать человеку на ошибку, начинайте с похвалы и искреннего признания его достоинств. Обращайте внимание на ошибки лучше в косвенной форме, намёками. Дайте человеку возможность спасти своё лицо, если он совершил нечаянный промах.

18. Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним. Почти каждый стремиться оправдать хорошую репутацию, если он ей обладает.

19. Не насилуйте душу человека. Внимательно присматривайтесь к законам естественного развития ребёнка, к его способностям, стремлениям, потребностям.

20. Каждый человек достоин той жизни, с которой он мирится. Раб достоин рабской жизни, если он не борется против рабства.

21. Послушный ребёнок - это не самый лучший ребёнок. Это удобный ребёнок, для родителей и педагогов. Но это не самый лучший гражданин общества. Из него может вырасти покорный, безынициативный исполнитель или трусливый карьерист.

22. Национальная гордость - самый дешёвый вид гордости. В основе её лежит непомерная спесь и возмутительная надменность. В наше время не дозволено стравливать даже собак и петухов. Люди же против воли натравливаются друг на друга смешным суеверием. Можно гордиться своей национальной культурой, но не своей национальностью.

23. В жизни побеждает тот, кто убеждает.

 

Hosted by uCoz